Таловский муниципальный район
Воронежской области

Экологическое просвещение

11 вопросов о «мусорной реформе»

Кто такой региональный оператор по обращению с ТКО?

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – юридическое лицо, обеспечивающее сбор (от места сбора мусора), транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО, выбранное на конкурсной основе, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. 

По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Бутурлиновского МЭОК Воронежской области присвоен ООО «Вега». На территории района компания начинала свою деятельность 1 января 2020 года.

Кто обязан заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО?

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все, без исключения, собственники ТКО. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО. 

Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить? Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. 

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Можно ли не платить за вывоз ТКО, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю)? 

Нет. Накопление твердых коммунальных отходов возможно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, категорически запрещено. К тому же для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут собственника дома или земельного участка привлечь к ответственности.

Возможен ли самостоятельный вывоз отходов на полигон ТКО?

Самостоятельный вывоз отходов на полигон размещения ТКО действующим законодательством по обращению с ТКО не предусмотрен. Сбор, транспортировку, размещение ТКО имеет право осуществлять только лицензированный спецтранспорт, управляемый обученным правилам обращения с ТКО персоналом при наличии соответствующего удостоверения и договора с Региональным оператором. Размещение ТКО по договору с организацией, эксплуатирующей полигон ТКО, запрещено.

Для тех, кто осуществляет несанкционированный вывоз отходов, предусмотрены штрафы.
 

Будут ли льготы по оплате услуги по сбору и вывозу мусора?

На услугу по обращению с ТКО распространяются все социальные льготы, что и на другие коммунальные услуги. Для их получения необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Кто устанавливает тариф на услугу по обращению с ТКО? 

Государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предельный тариф на услугу регионального оператора в Бутурлиновском межмуниципальном кластере, в который входит Таловский район, был определен приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20.12.2019 г. № 56/23 и составляет на сегодня для всех категорий потребителей 504 рубля 72 копейки.

Норматив накопления ТКО, который также устанавливаемый для каждого кластера, утвержден приказом департамента ЖКХиЭ Воронежской области №184 от 18.10.2019 г. Для граждан, проживающих в многоквартирных и индивидуальных домах, он составляет 2,29 м3/год из расчета на одного человека. У юридических лиц шкала более вариативна. Так, для продовольственных магазинов норматив равен 1,51 м3/год за каждый квадратный метр общей площади, административных, офисных учреждений, отделений связи – 1,20 м3/год за каждого сотрудника. Для кафе, столовых, баров это показатель равен 2,29 м3/год и рассчитывается на каждое обслуживаемое место.   

Куда обращаться в случаях, когда некорректно выставлены квитанции?

В тех случаях, если пользователь услуги столкнулся с некорректными данными в платежном документе (квитанции), необходимо обратиться в центр обслуживания населения регионального оператора ООО "Вега", контактные данные которого указаны в квитанции. При этом необходимо предоставить подтверждающий документ.

Я являюсь собственником двух домовладений, но живу только в одном. Почему я должен платить за обе?

Порядок оплаты услуг регионального оператора определяет Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. В соответствии с этими правилами, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При отсутствии проживающих, оплата должны производится собственником данного помещения. 

При этом можно сделать перерасчёт. Например, если человек находился в отъезде. В этом случае регоператору предоставляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет сумма с учетом этого вычета.

Кроме того, перерасчёт возможен, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах. При заключении договора с регоператором по обращению с ТКО нужно предоставить документ, подтверждающий, что зарегистрированный в доме или квартире человек проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень таких документов можно найти в постановлении Правительства РФ № 354.

Что относится к твердым коммунальным отходам, а что нет? 

ТКО – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. 

Также к твердым коммунальным отходам относятся крупногабаритные отходы - мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др., размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. 

Должен ли региональный оператор обеспечивать вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений? 

Зачастую понятие ТКО используется применительно к отходам, образующимся при содержании зеленых насаждений, в том числе на придомовой территории МКД и жилых домов (опиловка древеснокустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур при уборке приусадебных участков, отходы опавшей листвы в период листопада и т.п.), что не соответствует определению ТКО согласно Закону № 89-ФЗ по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях. Обращение с такими видами отходов должно осуществляться на основании отдельных договоров; оно не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. 

Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствует понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО – отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. 

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено обеспечение обращения региональным оператором с иными видами отходов, однако оно должно осуществляться по нерегулируемой цене (не за счет единого тарифа на услугу регионального оператора). 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie